Заказ книг, Mp3, Cd      
Студия МВ: реклама и PR      
Творчество моих друзей       
Отзывы читателей        
Фото-архив         
Я рекомендую          
Голосование
на Ozon.ru
            
Мёртвые души, второй том. Презентация.
Детище МВ, DV-party, добро пожаловать всем, кому случится быть в Москве, на рок-н-ролльное шоу!
Детище МВ, DV-party, добро пожаловать всем, кому случится быть в Москве, на рок-н-ролльное шоу!
   Романы Повести Рассказы Пьесы Стихи Песни Трактаты Mp3 Видео Интервью Новости


Грани Алмаза Ума.
Моя инструкция по применению.
Трактат.
 

Вступление.

Давно замечено, что одни из актёров стареют и умирают гораздо раньше, чем другие. Сразу отметим, что эта группа актёров - безусловно талантливее "долгожителей". Получается, что искусство действительно - требует жертв, и талант забирает десятки возможных лет у своего носителя. А такие исключения, как Лев Дуров и некоторые другие актёры "старой школы" - исключения, а исключения, как говорится, только подтверждают правила. Так ли это?

Теперь вспомним, как в народе говорят об очередной несвоевременной смерти таланта - "сгорел". Нам думается, что именно тут и прячется зерно истины, давайте рассмотрим поближе эту версию.

Обычно, несвоевременной смерти актёра предшествуют: нервные срывы, перманентные помутнения рассудка, сердечные приступы, алкогольные излишества. Это следствие перегрузок? Возможно. Но, скорее всего это следствие эмоциональных встрясок. Приведём известный в театральных кругах пример из репетиционного курса К.С. Станиславского:

Однажды, Константин Сергеевич попросил девушку - начинающую актрису на минуту удалиться, затем, когда она вернулась на сцену, сказал ей: "Уважаемая, за вашей спиной закрытый занавес. Где-то в его складках мы спрятали (воткнули) булавку. Ваша актёрская задача - найти булавку за три минуты!" Девушка начала грациозно искать булавку в занавесе, изящно приседая и вытягиваясь на цыпочках. Три минуты иссякли, естественно, актриса ничего не нашла и изобразила на лице невинно извиняющуюся гримасу. На что Станиславский резюмировал: "Всё ясно. Вам ещё три минуты, и если вы и на этот раз не найдёте в занавесе булавку, вон из театра!!!" На языке театра это действие художественного руководителя называется - "обострение обстоятельств". Девушка вмиг забыла про свою грациозность, принявшись судорожными рывками искать в занавесе булавку. Когда три минуты вновь иссякло, лицо девушки искажал неподдельный ужас, взмыленное тело нервно тряслось, ещё секунда, и она разразится отчаянным рыданием. Станиславский объяснил, для чего он провёл и показал этот эксперимент: "Первый раз вы играли бездарно, т.к. не верили в обстоятельства и ценили (преподносили) себя в искусстве. Второй раз вы исполнили тоже самое ещё более бездарно, т.к. слишком поверили в обстоятельства, приняли их на себя, вы уже не играли, вы - жили в них. В этом случае искусства просто небыло. А вот теперь я даю всем актёрам сутки, что бы вы проанализировали поведение человека в данных обстоятельствах, разработали его психологические реакции на эти обстоятельства, сделали собирательный образ "психосреза" (типажа людей с похожей психикой) и показали мне тут искусство в себе!"

Мы не ручаемся за дословную точность цитат, а вот смысл передан полностью.

Итак. Сперва девушка актриса "играла бездарно" - позёрила, кокетничала, демонстрировала "себя в искусстве". Это мы видим в современных ТВ сериалах. Актёры не обременены сверхзадачами и "психосрезами", им никто "не обострил обстоятельства", они "отрабатывают лавэ", попутно демонстрируя себя в камеру, с целью обратить на своё портфолио внимание следующих продюсеров. Здесь всё ясно и пояснений не требует. Это даже и не "я в искусстве", а "я в телевизоре", на выставке, в актёрской витрине супермаркета шоубизнеса. Такие понятия в мастерстве актёра как - гипербола, гротеск и буффанада современными актёрами сериалов не столько муссируются, сколько - уничтожаются уничижением.

Второй случай с актрисой Станиславского. Полное подчинение обстоятельствам. Не вживание в роль, но - проживание роли как части собственной жизни. Она просто забыла, что надо играть и восприняв слова режиссёра, начала жить на сцене. После команды: "Стоп! Снято!" или: "Занавес!", эти актёры долго не могут прийти в себя (вернуться в себя), выйти на поклоны или взять чашку чая из рук помрежа. Всё пережито навзрыд, до донышка, по лезвию ножа.

Небольшое отступление. Помните выступления гипнотизёров? Человек под гипнозом держит в руке палку и получает команду, что это - раскалённый кусок металла, отшвыривает палку, а на ладони проступает ожог второй степени. Что это? Полная вера обстоятельствам. Надо добавить - обострённым обстоятельствам.

Почему зритель в экстазе от драматической игры Владимира Высоцкого, Олега Даля, Евгения Смоктуновского, Андрея Миронова? Почему сердце щемит от их игры? Откуда слёзы сострадания? Почему так корёжит и выворачивает душу их искусство? Уже догадываемся. Потому что это не на столько искусство, на сколько - самая жизнь. Эти актёры не играли на сцене и в кадре, они у нас на глазах там жили. Когда мы видим, как кто-то упал на улице и сломал ногу, нам точно также больно и мы стараемся помочь, испытывая в душе не только сострадание, но и самую эту же боль. Так устроен нормальный человек. Тоже происходит у экрана, или происходило в зале на Таганке, когда закованный в цепи Владимир Семенович орал: "Проведите! Проведите меня к нему!! Я хочу видеть - этого - человека!!!"

Отсюда мы склонны не верить уважаемому КС. Проживание роли не может быть бездарно, как таковое, ибо само по себе проживание - вне искусства. Или, отталкиваясь от того, что сценарий к данному "куску жизни" был-таки написан, и не Богом, а человеком, драматургом или сценаристом, можно утверждать, что это другой вид искусства. Путь "самосожжения". "Сгорел..." - говорят люди, и они - правы. Вспомните, сколько ярких событий заполнило вашу собственную жизнь? Событий, в которых мы теряли голову, впадали в крайности, бились в истерике и неистовствовали в гневе? Не так уж и много? И то - сердечко пошаливает, руки после скандала трясутся, а недавняя потеря ввела в трёхдневный запой... Т.е., последствия на здоровье есть, даже и от такого, небольшого количества "обострения жизненных обстоятельств" за несколько десятков лет. Так? Так. А теперь представим жизнь актёра, который сознательно не играет, а переживает на сцене все события ролей - вновь и вновь, изо дня в день! Никакого богатырского здоровья не хватит. "Сгорит" человек. И сгорали, и продолжают сгорать, тому пример - Сергей Безруков в роли Сергея Есенина и Иешуа Га Ноцри. Не долог будет творческий путь Сергея, если он и дальше будет на сцене жить, а не играть. Но. "... в этот час стало всем теплей..." (А. Макаревич, "Костёр")

Но, как всегда в жизни, есть третий путь актёрского мастерства - срединный.

Здесь, в качестве примера, лучше всего подойдёт личность Александра Абдулова. Этого актёра зачастую трудно узнать в новой роли - на столько точно подобран актёром типаж играемой личности, с целым арсеналом движений, повадок, привычек, мимики, ужимок, пристроек к партнёрам; настолько целостный и отличный от всего персонаж у него в каждой роли. Абдулов играет всё и всех, от бомжей, до олигархов. И везде он разный, т.к. он не играет "себя в предлагаемых обстоятельствах", а играет непосредственно "персонажа в предлагаемых тому обстоятельствах". Согласитесь, это - разные вещи? (Тот же уважаемый Джигарханян - всегда именно Джигарханян, только в другой одежде и в ином месте-времени).

Как делается такая роль? Сперва собирается психосрез персонажа: что за человек, кто родители, какое детство, какая у него жизнь, что эта жизнь с ним сделала, какие привычки-мимика-ужимки-пристройки у него появились от такой жизни? Почему он такой? И, напоследок, главное, чего он хочет? Отсюда уже ясно - как он будет поступать, как говорить, как двигаться, во что одеваться и как себя чувствовать. А вот затем, готовый образ, как скафандр, актёр одевает перед выходом на сцену или к камере оператора. Режиссёру остаётся следить за общей канвой действия. Естественно, что "скафандр" этот так же сравнительно легко и снимается актёром после спектакля-съёмки. И можно спокойно принять душ, выпить кофе и ехать к собственной семье, не забыв по дороге купить варенья приболевшему ребёнку.

Глядя такой спектакль или фильм, зритель так же сопереживает персонажу, но - легче, без приступов боли, но наоборот - испытывая катарсис. Это и есть - чистое искусство, создаваемое для того, что бы окрылять зрителя, очищать, дарить вдохновение и озарения. Это - "искусство в себе".

Грани Алмаза - Личности в тебе.

Вышеизложенные "умозаключения театрала" приведены в данной работе как вступление, авторская преамбула, для более полного понимания рассматриваемой здесь Теории "Грани - Личности". А суть вот в чём.

На Востоке считают, что человеческое сознание (по христиански - Душа, далее - Ум) точно соответствует не огранённому алмазу. Выбирая и осваивая профессию, хобби, направление культуры (для более подробного изучения), мы тем самым, "очищаем грани". Соответственно, чем больше подобных "граней Ума" очищено, тем интереснее для других человек, и может даже прослыть полиглотом и справедливо считаться человеком с "широким кругозором" и т.п.

Ещё одно составляющее.

Каждая медитация в буддизме заканчивается любопытным пожеланием для "всех живых существ", а именно - этим существам желают помимо "устранения страдания и причины страдания", ещё и дар - "единственную непреходящую радость, радость познания истинной природы собственного Ума". О чём это они? Давайте разберёмся.

Ум - алмаз с неочищенными гранями. Эту ассоциацию мы уже рассмотрели. А, единственная не перманентная радость - это радость очищать грани у собственного Ума. Вспомним, какие ощущения испытываем, когда совершаем какое-либо умственное открытие: начиная с угадывания слова в кроссворде, до решения задачи высшей математики. Ещё это состояние можно испытать, когда мы вдруг решаем как выйти из конфликта в семье, или нас озаряет гениальная идея - решение как улучшить тот или иной процесс на работе. Да мало ли открытий, мелких и больших, субъективных (особенно!) и общечеловеческих, мы совершаем "для себя" ежедневно! И в тот момент, когда наш мозг, словно пиротехнической ракетой в ночи озаряется идеей - вот это ощущение и есть "радость познания истинной природы собственного Ума".

Память в цепочке развития играет двоякую роль.

С одной стороны - очень здорово, что всё (или почти всё) понятое и осмысленное, человек запоминает. Это помогает усваивать приобретённые знания, используя их на практике. Всё бы ничего, и, даже, замечательно. Но. Именно усвоенное открытие становится правилом, а затем - догмой. Концепцией. "Так правильно поступать" - учим мы ребёнка, уже и забыв, а почему, собственно, правильно именно - так, а не иначе или чуть по-другому. Догмы со временем склонны становиться "истинами в конечной инстанции", и тогда их называют "жёсткими концепциями". Основные из них сформулированы ещё в Ветхом Завете, а затем дополнены в Новом и именуются: "17 Заповедей" (7-м в Ветхом и 10 в Новом). Последние десятилетия расшатали безапелляционное принятие каждой заповеди. Почему? Мы бы это назвали - расширением сознания масс. Когда люди становятся более образованными, то и жёсткие концепции немного (или полностью) расширяют свои рамки. Помните репризу ещё юного (в те времена) Славы Полунина - "Низззя!"? Напомним сюжетный ход: клоун №1 то хочет сесть на стул, то взять мячик, то просто куда-то пойти, а второй прерывает его попытки воплем: "Низззя!" И какова же радость клоуна №1, когда вдруг, неожиданно для самого себя, он резко отвечает клоуну №2: "ЗЯЯЯ!!!" И, что тут началось! С каким восторгом он и мяч пинает, и стул опрокидывает. Сломана жёсткая концепция. Недаром эта реприза стала гимном Перестройки, когда в одночасье рушились саааамые жёсткие концепции, и вдруг "Зяяя!" становилось всё, о чём и не помышляли. Для 150-ти миллионов наших соотечественников, вдруг стало ясно, их Умы гораздо шире, чем они привыкли считать. Массовое расширение сознания. Не столько очищение граней, сколько именно ломка жёстких концепций. Поэтому и несло всех, как Остапа, во все стороны несло... Можно привести и более безобидный пример. Анекдот. Короткая история, в которой события развиваются по логичному сценарию, подпадающему под принятые концепции, а вот заканчивается история - резким разрушением этой концепции. Т.е., мы, слушая анекдот, по привычке пытаемся предугадать, как он закончится. А другими словами, наш Ум скользит по готовой концепции логики. И вдруг - срыв, оказалось, что есть другой путь. От такого маленького открытия мы испытываем восторг и называем это - смех. Т.е., радость и в данном случае - от познания безграничной природы собственного Ума.

Итак, подведём промежуточные итоги.

Ум - алмаз, который изначально просветлён (потенциально может быть ограненным и сверкать всеми цветами радуги). Открывая для себя новые пласты знаний, мы именно очищаем очередную грань. Само очищение грани, а следует читать - изучение нового вглубь и вширь, это нескончаемая радость. При условии, что изучаемая область становится важной составляющей жизни, тогда радость может протянуться до могильного холма. Сомнение и подтверждение сомнения в очередной жёсткой концепции - необычайная радость, сродни самому открытию. Вот, кстати, почему так "сладок запретный плод" - он манит открытием чего-то нового, расширением сознания, познанием безграничности проявлений Ума.

Всё это замечательно. Но, что делать с этим знанием, как его использовать? Что делать, когда человек на своём веку отчистил уже целую кучу пластов-граней, а ТАК И НЕ НАШЁЛ СЕБЯ? Вот вопрос вопросов. И ответ ответов - а себя он теперь и не найдёт. И не стоит искать какого-то одного себя, если на данный момент отчищено порядка пяти - семи граней (или больше), и в каждой из них есть соответствующая радость. Но и сумбурить не стоит, хаос не наш путь. Итак, давайте обратимся к примеру.

Мы знаем человека, ведущего довольно примечательную жизнь.

Особенно эта история интересна тем, что - не выдумана, а следовательно, реально применима для других, в отличии от большинства умозаключения теоретиков. Называть имена не станем, ибо человек этот жив и здоров, и публично раскрывать своих секретов не торопится. Итак.

Наш Рассматриваемый (не скажем же - подопытный, ведь данные опыты над собой он проводил сам) человек богемного круга. Он театральный критик и посещает все мало-мальски достойные премьеры в Москве. В театральных кругах его знают и уважают, зовут на корпоративы и закрытые party. Он там бывает. А затем печатает рецензии в хороших журналах. У нашего Рассматриваемого есть друг рок-музыкант. Тот играет по клубам в не очень известной группе и за не очень большие гонорары. Но, ввиду солидного рок-опыта, музыкант этот ротируемый и приглашаемый. У обоих этих друзей есть ещё один знакомый: авто-слесарь Коляныч. Дока в своей профессии. Работает Коляныч посменно в авто-мастерской и у него есть свои клиенты-завсегдатаи, кои доверяют своих железных коней только ему, и, бывали случаи, когда Коляныча не заставали (приболел, ребёнком занят, запил), так переносили визит в авто-мастерскую до лучших времён - когда Коляныч будет. Любит так же Коляныч выпить пива с друзьями "сослуживцами" и "забить козла", громко и со смаком. Коляныч гордится другом-писателем, чем немало удивляет соратников по домино, полуграмотных и тёртых жизнью. Коляныч говорит им в такие моменты, что они - неучи, но он их уважает. Все довольны.

Перечисленные здесь личности имеют очень мало поводов встречаться друг с другом. Причина тому одна, но глобальная: ментальность у них разная. А это и умственное развитие, и система духовных ценностей, и, соответственно - круг друзей (объединённых интересами) так же кардинально различен. И всё же у всех них есть одно общее, одно на всех. Тело. Все четверо, не что иное, как - один и тот же человек. И это объясняет некоторые странности всех четверых: у Коляныча друзья не знают, где он живёт, и, разумеется, ни разу не были у него в гостях - "жена злыдня, прибьёт..." этого объяснения им вполне хватает. На домашнем телефоне у Рассматриваемого стоит автоответчик с электронным голосом - фильтр для звонящих. В общем, друзья в его дом почти не попадают или вовсе не знают, где он живёт.

В доме у Рассматриваемого есть примечательный шкаф. Он разделён на пять секций. Не трудно догадаться, что в каждой секции висит соответствующий для очередной "личности" наряд. Пятая - для домашней одежды. Интересно будет отметить, что домашняя одежда у Рассматриваемого - восточная.

Итак, кто перед нами? Человек с расщепленной шизофренией личностью? Если учесть полную адекватность поведения Рассматриваемого в семье и в обществе, то - нет. Здоров пациент. Экстравагантный сумасброд? Слишком мелкое определение для подобного размаха жизни.

Ответ мы услышали из рассказов самого Рассматриваемого. Всё просто, как божий день. Наш Рассматриваемый приличные куски жизни потратил на рок-музыку, на театр, на лит.институт, а уж машинами занимался просто с детства. А все эти занятия подразумевают совершенно определённый круг людей, параноидально зацикленных на выбранной профессии и посвящающих ей всю свою жизнь и себя без остатка. С Рассматриваемым сего не получилось. Его было слишком много. Он не смог выбрать что-то одно и заняться только этим делом. Скучно. Он хотел заниматься всем сразу. От этого получилась такая каша из дел и людей, что не получалось ничего. Его в открытую не понимали "друзья" из разных профессий. Слесари не любят умных, а умные брезгуют слесарями и грызутся между собой, утопая в тщеславии. Рассматриваемый нашёл выход. Он стал разделять. И властвовать. Буквально "нарисовал" границы каждой собственной "грани". И не стал смешивать. Сделал так, что бы грани не пересекались во вне. А внутренне его грани просто - переливаются, когда он переодевается - одевая на себя очередную личность.

Вот такой пример.

Итак, что мы имеем? Если бы наш Рассматриваемый ЖИЛ в каждой своей личности, как это делают друзья этих его личностей, тратя на одну "грань алмаза Ума" всю свою жизнь, то - ему пришлось бы выбирать. Одну грань. И перечеркнуть все другие. Либо продолжать смешивать "коктейль" личностей и иметь множество психологических проблем. Нет, Рассматриваемый пошёл иным путём.

Он - играет.

Ему нравится возиться с машинами и он возится, заодно развлекаясь соответствующим данной профессии обществом. Свой среди чужих? В какой-то степени - ДА. Но. Всё, что присуще мужчинам-слесарям из авто-мастерской, есть и в личности Рассматриваемого. Быть может, лишь в меньшей консистенции. Он любит выматериться, а здесь это - норма общения, он любит выпить пива после смены - пожалуйста, "козла забить" - а чем не развлечение? Но. Только этим одним он не в состоянии насытить свой Дух, в отличии от товарищей по авто-мастерской. И, что бы не выделяться, он скрыл эту свою особенность от них, оставшись для ним своим "рубаха-парнем Колянычем".

Дальше.

Он дока в театре. Сам играть уже не хочет. Есть у театра негативные стороны, есть. Интриги. Закон кармических весов. Сколь талантлив человек, столь он должен быть в каких-то проявлениях - неприятным. У театралов беда одна: не успокоившись от интриг в пьесах (или так к ним привыкнув!), они плетут интриги за кулисами. Это нашему Рассматриваемому не нравится. Т.е., если бы он решил посвятить театру всю свою жизнь, то опустил бы веки долу и вошёл в этот интриганский клубок, и, может, и сам бы плёл интриги. Но он не стал. А без театра не смог. А так, как знания есть, начал писать себе в удовольствие рецензии на спектакли. А так как писал от души (а не от $ заказа), то и рецензии получались яркие. Заметили. Стали приглашать на "глянцевые поверхности". Перешёл. Так и получил вес в театральной среде, ибо творческим людям всегда важно не только ЧТО о них говорят, но и КТО это говорит.

Рок-музыка отдельный разговор. Алкоголь и наркотики сами делают своё дело. Рокер, это образ жизни. Рассматриваемого в рок-музыке интересует только "откат из зала", та особенная энергетика, которая в ритм звучащей музыки валит "в обратку" от слушателей - на сцену музыкантам. Весь остальной колорит рока Рассматриваемого не интересовал. Вот и результат. Не истраченная жизнь. Игра по клубам себе в удовольствие. Когда нет очередной смены в авто-мастерской или премьеры в театре.

Мы узнавали, как он ещё и писателем стал. Говорит, что скучно в перерывах. А так, он развлекается тем, что сам придумывает жизненные сюжеты и даже целые жизни. Вот так. Нормальный человек? Сверх-нормальный. Самое главное в его жизни, расписанной как самый строгий график, это - свобода. Он в любой момент может послать к чёрту бригадира в авто-сервисе и клиенты-завсегдатаи перейдут вместе с ним в другой авто-сервис или "подождать выхода из запоя" которого небыло. Он может просто не ходить на премьеры. Или поменять рок-группу. Или не писать. И от этого ЕГО ЖИЗНЬ НЕ РУХНЕТ. Что это? Это - свобода. Полная. Безграничная. Открывая дома платяной шкаф этот человек одевает вместе с одеждой очередную роль, и идёт получать удовольствие от этой роли в собственной комедии. Он не идёт решать проблемы, он воспринимает проблемы в каждой своей профессии как условия (предлагаемые обстоятельства) роли, и их решение приносит ему удовольствие, т.к. проблемами не является.

Надо ещё отметить, что Рассматриваемый не довлеет над своими семейными. Дети, отвечая в школе на вопрос: "Кем работает ваш папа?", честно отвечают кому что нравится. Старший, к примеру, думает, что авто-слесарем папа подрабатывает. Младшая об этом просто не знает, ибо папа "ходит в чистом" (единственное, чем он отличается от сослуживцев в авто-мастерской). Супруга разделяет его позицию и очень рада посещать с мужем театральные премьеры и иметь возможность привести подруг в бар, что бы послушать, как играет её муж + презентовать шефу на работе книгу мужа.

Вот, уважаемый читатель, мы и рассмотрели с Вами Теорию "Грани Алмаза - Личности в тебе". На наш взгляд, это интересный способ жить и сверкать всеми "очищенными" гранями собственной личности. Собственных личностей. Ибо, оттирание очередной грани, на наш взгляд, есть не что иное, как выпествование в самом себе - очередной личности. Это не столь субъективное наблюдение, сколь, наоборот - объективное, во всяком случае, так будет, пока люди тратят собственную жизнь на одну единственную профессию. А бытиё, как известно, определяет сознание. Т.е. - определяет личность, функционирующую в этом бытии (профессии). И если у человека личность богаче, то стоит задуматься над тем, как сделать так, что бы жить полной жизнью и сверкать всеми своими гранями.

Заключительная часть. Не вреди.

Мы спросили Рассматриваемого примерно о следующем: "Каждая Ваша личность живёт по собственным внутренним (моральным) законам? Если оно так, то Коляныч может натворить то, что никогда бы было не принято интеллигентным театралом и т.п.?" Ответ получили примечательный. Передадим суть:

Когда человек "копает вглубь" какой-то личности, раскрывая её в себе, то и законы выстраиваются параллельно с получаемым знанием. В некоторых моментах и нюансах эти законы расширяют общепринятые рамки-границы. Когда я открывал третью личность в себе, понял: границ никаких нет. То есть - вообще. Есть одно единственное правило: НЕ ВРЕДИ. И оно - всеобъемлюще. Объяснюсь. Надо ли убивать маньяков-убийц, террористов? Надо. А как же заповедь "Не убий!"? Значит, не работает заповедь. То же и со всеми остальными законами. Но.

Нельзя взять и стать счастливым. Можно НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ. Как? Очень просто. Допустим, Вы думаете так: "Я пойду туда и возьму это и буду счастлив!" Не торопитесь. Прокрутите в Уме возможный ход событий. И увидите, что "идя туда", Вы "наступили на горло" тому-то и тому-то, а "взяв это" - огорчили ещё кого-то. Вы будете счастливы от подобного обладания искомым? Нет. Знание, что кому-то своими действиями Вы нанесли вред - всё положительное убьёт и наступит разочарование несовершенством мира. Ерунда. Надо придумать, когда и как пройти "туда", что бы обойти чувствительные "горла" и ни на одно не наступить. Придумать, как взять "это", что бы не огорчить опять же никого. Вы умны? Следовательно, Ваш путь - придумывать - как сделать так, что бы и овцы размножались и волки гавкали от сытости. Понимаете? Тогда всё в порядке. Наслаждайтесь знанием и собственной жизнью, она полностью в Ваших руках. А, если ещё не в Ваших, то у Вас есть голова - придумывайте!

Вернуться в раздел "Трактаты"      Вернуться в начало страницы


s12 s0 s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11
© 2000- NIV